Особенности подбора масел для спецтехники
Спецтехника работает в более тяжелых условиях по сравнению с легковыми автомобилями, соответственно более высоким нагрузкам подвергаются и смазочные материалы. Масла для легковой техники не могут быть использованы в грузовой, так как их состав не рассчитан на подобные условия работы и смазка быстро потеряет свои свойства, не обеспечив деталям должной защиты от трения.
Какое масло необходимо для спецтехники
Спецификация смазочного материала - масел для спецтехники - зависит от места его использования. В гидравлические системы заливают гидромасла, в двигатель – моторное, а в коробку и редуктор – трансмиссионное. Тип жидкости зависит от вида техники и обычно прописан в сервисной книге или непосредственно на картере, куда заливается жидкость.
При подборе продукта особое внимание следует уделить классу масла, от этого показателя напрямую зависит его состав и технические характеристики. Другая важная особенность смазки – это ее вязкость. Показатель зависит от типа узла и его возраста, а также температурных условий эксплуатации. Неправильно подобранная вязкость масла может спровоцировать масляное голодание. Так, например, слишком густые масла не успевают прокачиваться по каналам системы, а слишком жидкие – создают масляную пленку недостаточной толщины.
Свойства масел для спецтехники
Вне зависимости от места заливки масло для спецтехники должно обладать рядом специфичных свойств. К ним относятся:
- Экологичность;
- Энергосбережение;
- Высокая вязкость;
- Повышенные антифрикционные свойства;
- Защита деталей от коррозии;
- Противодействие кавитации и пенообразованию;
- Высокие антиокислительные свойства;
- Способность устранять шлам, мазевые и лаковые отложения;
- Высокая концентрация диспергирующих и детергирующих присадок.
Это общие требования, которым должен отвечать смазочный материал для спецтехники. В зависимости от узла использования, производителя и года выпуска техники детальные показатели могут меняться. При выборе технической жидкости важно специально и профессионально заниматься данным вопросом, чтобы машина не вышла из строя.
Универсальные масла
Ряд моделей специальной техники допускает использование универсальных масел класса STOU. Этот продукт заменяет собой и моторное, и гидравлическое, и трансмиссионное масло. Как правило, использование такого продукта экономит средства владельца техники и является более удобным решением. Однако производители спецтехники настаивают, что это решение временное и для каждого узла следует использовать специализированную жидкость.
Трансмиссионные масла для спецтехники
Основные особенности работы масла в трансмиссии спецтехники – увеличенный межсервисный интервал и высокий ударные нагрузки. По этим причинам трансмиссионное масло для спецтехники должно отличаться высокими противозадирными и антиокислительными свойствами.
Для механических трансмиссий спецтехники обычно используются масла класса GL-4. В редуктор и ряд специализированных МКПП обычно заливают трансмиссионные масла класса GL-5. Для некоторых моделей спецтехники предусмотрены особые продукты, разработанные непосредственно производителем узла. Информацию о спецификации технической жидкости можно получить в сервисной книге.
Моторные масла
Моторное масло для спецтехники значительно отличается от легкомоторки. Этот продукт обладает высокой щелочностью, устойчивостью к высоким нагрузкам и усиленными антифрикционными характеристиками.
Спецтехника обычно работает на дизтопливе, поэтому для смазки двигателя используются дизельные масла класса B3, CF-4, E5. Класс моторного масла указан в сервисной книге и зависит от мощности двигателя и нагрузок на агрегат.
К самым популярным моторным маслам для спецтехники относятся SHELL Rimula, MOBIL Delvac и Texaco DELO. Для более простых моделей обычно используют масла российских компаний, произведенные по ГОСТ М8ДМ, М10Г2К и другие.
Редукторные и гидравлические масла
Гидравлическое масло для спецтехники отличается от продуктов для легковых автомобилей повышенной плотностью; особенно, если жидкость используется для обеспечения работы подъемной гидравлики.
При подборе гидравлики на импортные автомобили лучше ориентироваться на данные сервисной книги и рекомендации производителя, так как в составе продукта может быть учтено множество факторов, отвечающих и за работоспособность установки, и за защиту деталей от износа. К специфическим гидравлическим маслам относятся Motul Multi HF и TOTAL FLUIDE DA. Более часть используют продукты HLP 32 и 46, где вторая цифра показывает вязкость масла. В простой технике используют российские масла ГОСТ ВМГЗ, а также гидромасла марки А и Р (производство Oil Right Россия).